О. МОЛОДЫХ
"Вести трехречья " номера 49-53 за 2009 год
В ПОИСКАХ ЗАГАДОЧНОГО
.Они называют себя <группой заинтересованных лиц>. В основном составе их компании пять-шесть таких лиц -- численность варьируется в зависимости от занятости на работе и возможности выхлопотать отгул. Ничего необычного, как они сами считают, в их увлечении нет. На свете много таких искателей приключений, готовых обшарить и излазить земной шар в поисках неизведанного, интересного, таинственного и, конечно, вожделенной порции адреналина. Они и ищут. Но не в масштабах страны, а в приземленных, районных. Оказывается, и наша провинция даст фору многим загадочным местам. Не надо отправляться в путешествие за многие километры -- стоит только захотеть увидеть необычное в обычном, узнать, раскрыть, разгадать.
Сплотило их общее увлечение -- страсть к путешествиям по родному краю, преимущественно на внедорожниках. Ради этого он даже проверенную <восьмерку> поменял на изрядно потрепанный УАЗ. Разрастанию увлечения способствовало и знакомство с Андреем Стасюком, спортсменом, организатором регионального этапа внедорожных соревнований, в прошлом их постоянным участником (как пилотом, так и штурманом) в составе команды из Советска, фотографом, влюбленным в туристские дороги-тропы еще со времен работы экскурсоводом по маршруту <Вятской кругосветки> (сплав на байдарках из Фокина в Атары, организованный по линии пансионата <Наследие>).
Они и сейчас изредка устраивают <покатушки> на внедорожниках в Кошкинском логу и других, более труднопроходимых местностях в период осенней и весенней распутицы, чтобы проверить своих железных коней на предмет боязни грязи и всех неприятностей, вытекающих из непроезжего состояния одной из бед России.
Не заменимы их <ласточки> и в поисково-развлекательных путешествиях, спектр направлений которых обширен. Вы в этом убедитесь.
Итак, спрашиваю:
-- Александр, как вы выбираете цели для путешествия?
-- Изучаем краеведческий материал, ищем в Интернете, рассматриваем старые карты, узнаем от людей... Очень большую помощь оказывает краеведческий отдел районной библиотеки. Нина Михайловна Жабкина всегда с интересом погружается в наши рассказы и вопросы.
-- Расскажите о каком-нибудь из последних путешествий.
-- В прошлом году 9 Мая мы отправились в село Ишеть. Одна группа (я был в ее составе) решила испробовать речной и пеший пути, а вторая -- доехать на <колесах> (истинно военных, кстати, ГАЗ-69!) через Суводи и Ситемку. Мы доехали до с. Петропавловское на легковушках, погрузились в лодки. Преодолели расстояние быстро. Труднее было найти выход на берег, так как вода еще была большая -- половодье. С нами был человек, хорошо знающий эту местность, и он нашел причал. И вот мы на земле. Точнее на заливных лугах, с которых только что ушла вода. Прямо пойдешь -- сапоги зальешь, налево пойдешь -- в кустах запутаешься и в озере потонешь, а направо--- не по пути. Местность изобилует гадюками, поэтому идти нужно было очень внимательно. Равнина, кусты, болотце: Дорога! Старая, заросшая, но дорога. Далее в горку, изрытую практически как бульдозером кабанами. На перекуре -- фотосессия и просто осмотр достопримечательностей уже высоко над уровнем реки. Красота! Видим колокольню Ишетской церкви -- прибавляем шаг. Ура! Дошли.
Совершили экскурсию по старому кладбищу. Есть легенда, что на нем похоронен моряк с <Варяга>. Еще 30 лет назад здесь были могилы с памятниками и оградками. Сейчас это заросшее место, кем-то варварски ископанное. Надгробные памятники старинные, высокие, с надписями на старославянском. По памятнику сразу можно понять, простой человек или непростой здесь похоронен. Среди них выделяется один из гранита. Гранит у нас не добывают -- значит, его привезли из других краев. Нашли два колодца глубиной 6 метров, один с металлической лестницей. Спуститься в них -- не рискнули. Как-нибудь в другой раз. От взорванной и разобранной часовни и храма вообще ничего не осталось. Сохранилась только колокольня, находящаяся высоко над рекой. Ее исследование и было целью нашей экспедиции. Взятые с собой веревки и огромное желание покорить высокое здание, чувство самосохранения и знание основ техники безопасности, несмотря на полное отсутствие опыта альпинизма ранее, позволили нам построить хитрую систему для восхождения наверх и подняться на уровень третьего яруса.
Туда мы запланировали закрепить привезенную с собой освященную икону Казанской Божьей Матери. Особую ценность для вандалов она не представляет, поэтому будем надеяться на ее сохранность долгое время. После почти трехчасовой подготовки осуществили подъем. Ох, и непросто это оказалось. Очень сильно мешали межъярусные выступы на стенах. Но высота взята. Какой оттуда вид! Взятые с собой инструменты очень облегчили задачу закрепить икону на стене. И вот висит она теперь там на высоте примерно пятого этажа... Попробуй, достань!
-- А Ваши друзья на джипах?
-- Судя по рассказам, путь был нелегкий. Исследование карты и путешествие по реальным дорогам -- две большие разницы. Тут и непреодолимые броды, и грязь, и многие километры блужданий (тем более что цель так просто и не увидишь -- спряталась за густым лесом и рельефом местности). Уткнувшись в очередную преграду, они выбрали вариант пешего путешествия. Пытались сориентироваться даже по солнцу, созваниваясь с нами. Не знаю, может, это помогло, а может, огромное желание победить и дойти. Они -- дошли. Радость встречи, небольшой отдых, а далее... снова пешком оправились искать оставленные где-то в лесу машины. Как оказалось позже, прошли они в тот день 12 километров и проехали 120. И все это по дорогам (и без них). Уже к финалу путешествия мы наконец-то услышали бодрый рев моторов приближающихся ГАЗ-69. Обратный путь прошел слаженно, по графику.
-- Это ведь не первый ваш опыт посещения Ишети, когда вы побывали здесь впервые?
-- Год назад 23 февраля мы решили дойти на лыжах туда-обратно. Изучив карту, мы рассчитали предположительное расстояние до села -- 5 километров. Надеялись также, что в пути нас будет сопровождать снегоход: дорогу проложить и, если понадобится, на буксир взять. Но в итоге мы остались без снегохода, да и в реальности расстояние составило 16 километров. Но это далеко не все неожиданности...
Глубокий снег, в котором ноги увязали полностью. Тяжелые подъемы в гору, когда в ход шли не только ноги, но и руки.
После обеда погода испортилась: при температуре +3 градуса пошел дождь. Но нужно было возвращаться, и мы старались не обращать внимание на хлюпающую в валенках воду, на неподъемные, словно гири, из-за налипшего снега лыжи. Пришедшее на ум сравнение (а как же наши деды в войну, когда у них еще пули над головой свистели?) возвращало ускользающие силы. На последних километрах пути несколько раз, словно мираж, показывались огни Петропавловского... От путешествия осталось много фото- и видеоматериала, в отличие от сил.
-- Однажды вы оставили внедорожники в гараже и оправились в очередной вояж пешком. Как чувствовали себя в роли cкороходов?
-- Поздней осенью нас высадил знакомый таксист на Лебяжском тракте у поворота
на Смутяки. Оттуда предстояло преодолеть 8-9 километров до села Петропавловское
по логу вдоль речки Ишлык. Шли пешком по бурелому со средней скоростью менее 1
километра в час. Переход занял 12 часов и был, конечно, изматывающим: то
пролезть под деревом, то перешагнуть через валежник, то преодолеть заболоченный
участок. Медведей и других опасных животных не встретили, хотя на всякий случай
в наших рядах был охотник с карабином. Зато хорошо наследили лоси, кабаны,
бобры. Шли по оврагу, который имеет много ответвлений -- легко можно
заблудиться. Выручали карта и GPS-навигатор. В итоге вышли к горнолыжному
спуску у села Петропавловское.
-- В прошлом году вы освоили еще один способ передвижения -- водный.
-- Я предложил товарищам: мы ездили, ходили, но не плавали -- давайте попробуем. И вот задумка осуществилась. Первый раз мы сплавлялись на самодельном плоту 2-3 августа. Впятером. Место сооружения плота и отплытия выбрали на песках выше нефтебазы, дабы не вызывать подозрение и лишнее любопытство окружающих. Плот собирали опытным путем примерно с обеда до шести вечера. Кстати, теоретическая подготовка, обсуждение и утверждение конструкции проходили в течение двух месяцев. Исходный материал -- доски, в основании которых закреплены мешки из-под сахара, плотно набитые пустыми пластиковыми полуторалитровыми бутылками.
Опытные проверки грузоподъемности и надежности такого плота позволили нам рассчитать размеры палубы, необходимые, но достаточные для шестерых человек . Если с мешками и досками проблем больших не стояло, то этого нельзя было сказать о бутылках. Необходимое количество -- 1200 штук -- собирали через сеть общепита, у знакомых, соседей и в других местах. Итак, плот готов.
Только загрузили вещи, как не заметили -- уже плывем: промелькнули нефтебаза, деревня Волчиха. Несколько раз нас прибивало течением к берегу, с помощью шестов и гребных (рулевых) весел на корме и носу отплывали от берега и шли дальше. Серьезное препятствие ждало на следующий день. Когда нас в очередной раз прибило к берегу, поднялся ветер.
Пришлось нам тащить плот как бурлакам около километра. Вдалеке, правда, на противоположной от нас стороне, показалось село Петропавловское. Тащить плот на веревке дальше стало невозможно по причине крутого заросшего берега. Надо как-то на <родной> берег перебираться. Пока отдыхали, ветер и волны стали еще сильнее. Бороться со стихией становилось труднее. Попутным курсом нас догоняет плот, связанный из двух <бананов>. Четыре человека гребут, с ветром борются. Ну и мы решили посоревноваться с ними из здорового интереса, кто быстрее. У нас с собой резиновая лодка была: для страховки, порыбачить...
На ней мы вдвоем, переваливаясь через высокие волны, переплыли на другой берег, пытались перетащить буксирную стропу через всю Вятку. Со второго раза получилось, но экстрим этот запомнили на всю жизнь!. Плот перетащили этой стропой на родной берег, и уже по нему два-три километра <бурлачили> в сторону финиша, обогнав-таки выдохнувшихся к тому времени <конкурентов>. Потом ветер стих, и мы до места назначения приплыли все же на плоту.
Это был лишь первый, опытный, непродолжительный круиз. Второй раз отплывали
вчетвером. Отправились на три дня в сторону Лебяжья, Приверхского карьера. Плот
был собран из полностью сохраненного материала, но более усовершенствованный: с
палатками на корме и на носу (так как преодолеваемое расстояние предполагало
две ночевки и не предвещало постоянно сухой погоды), с примусом, радио,
освещением, бортовыми огнями (чтоб моторная лодка в темноте случайно не
переехала).
Плыли красиво и светились. Стартовали вечером от финиша первого этапа. Ночью сели на мель в Смутяках.
Августовские ночи темные, в кромешной
мгле мы не сориентировались, на каком мы берегу и куда дальше плыть. На совете
решили подождать до утра. В четыре утра проснулись, увидели, где наш берег.
Быстро прошли базу <Движение>. В 9-10 часов утра причалили в окрестностях
бывшего села Атары.
Выходили на берег: памятник природы <Поющие пески> был одной из целей.
Затем проплыли мимо других достопримечательностей: <Зубы дракона>, <стоянка Вершигорова>. Потом увидели брошенный деревянный плот. Причалили и обнаружили недалеко от него стоянку туристов: кухню под навесом, умывальник, площадки под палатки.
Однажды случайно ветром прибило к противоположному скалисто-каменистому берегу.
Осмотрелись. Родилось глупое и дерзкое желание столкнуть камень весом более тонны. На совете решили срубить дерево, преграждавшее путь. Но топор был слишком маленький, процесс шел долго, а сил потратили уйму. Но камень столкнули, хотя до воды он немного не докатился.
Ночевку устроили, причалив к берегу (дабы не мешать курсирующим в кромешной темноте туда-сюда моторным лодкам с пребывающими "навеселе" рыбаками) в Лебяжском районе. На третий день плавание закончилось быстро: ночная стоянка, как выяснилось, была в нескольких часах ходу до конечной цели. Плот разобрали, бутылки сожгли, а мешки и доски не бросили. А тем временем за нами уже приехали машины. Впечатлений, фотографий и воспоминаний хватит на всю жизнь. Планируем продолжить плавание.
-- Вы любите уникальные места либо выбираете необычный способ их посещения. В этом плане интересной была экспедиция на Береснятский водопад.
-- Необычным здесь было время посещения. Мы побывали там зимой, 23 февраля. Андрей Стасюк хорошо знает эти места, и мы добрались туда без особых проблем.Маршрут предполагал поездку до деревни Фокино, а дальше -- путешествие на охотничьих лыжах до реки Немды и по берегу до водопада. Предполагаемое расстояние -- 5 км. После преодоления длинного участка по полю нас ждал спуск под горку. Опять длинный отрезок по краю красивого хвойного леса, расположенного на крутом каменистом склоне. Вот и цель.Водопад живет своей жизнью. Разлетающиеся брызги от падающей воды и Дедушка Мороз окружили его ледяным панцирем.
Завороженные шумом воды, идя на поводу у нашей любознательности, мы продолбили в нем окно. Через отверстие достаточного размера падающая вода была заснята на фото и видео. Кстати, там внутри, несмотря на холод, температура воздуха такова, что нормально растет мох. После исследования водопада и небольшого отдыха (с кружкой горячего чая) решено было выдвинуться на Буржатский утес.
Сделав снимки утеса на память, я поднялся на вершину утеса. Помог в этом плотный снег на его склонах. Обратный путь не показался сложным благодаря впечатлениям от увиденного.
-- Расскажите о памятнике -- свидетельстве событий вековой давности. И раньше не все в городе знали это место, но вы его все-таки нашли.
-- Года три назад на первое мая мы посетили памятник первым маевкам кукарских революционеров. На берегу Пижмы, в Сосновой Гриве собиралась революционно настроенная молодежь, пели революционные песни, обсуждали идеи свержения самодержавия, социалистической революции. Первая маевка состоялась в 1905 году. Несколько лет позже к собранию прибавилась церемония сплава на лодках по реке Пижме к пристани. Найти памятник оказалось просто.
В познавательных целях зачитали вслух предварительно собранный материал по истории этого места. Изучили конструкцию и оценили состояние памятника. Сооружение находится в удовлетворительном состоянии. Некоторые элементы оформления нужно бы восстановить, а территорию вокруг памятника прибрать. Живописное место на берегу Пижмы и сосновый бор очень привлекательны для посещений.
-- А что интересного было в поездке в Котельнич?
-- Сначала мы посетили уникальный палеонтологический музей.
С нами был журналист из нижегородского журнала о путешествиях и активном отдыхе. По дороге осмотрели затянутую строительными лесами церковь в с. Екатерина,
затем еще одну в примерно сорока километрах от Котельнича.
Далее нам предстояло найти место, где когда-то давно (230 млн. лет назад) остановился ледник, толкая перед собой огромные камни. Огромные валуны <морены> (часто имеющие форму шара) разбросаны на большой территории, как грибы в лесу.
Ну и конечная цель -- место раскопок Пермского периода, где впервые в 1933 году и по сей день находят останки и целые скелеты динозавров. Отвесный глиняный берег достигает в высоту 60 метров.
Сверху открывается красивый вид. Особенно интересно спускаться вниз по узенькой тропке.
Очень хорошо заметна различная раскраска среза, которая говорит о том, что когда-то давно здесь было русло древней реки перпендикулярно нынешнему руслу Вятки. Опытный экскурсовод и специалист-археолог рассказал нам много интересного об этом месте, динозаврах, климате тех времен на нашей планете, о том, как они изучают найденные здесь экспонаты. Место это известно во всем мире, и его посещают и изучают специалисты многих стран. Это все благодаря высокой степени сохранности найденных здесь ископаемых. После увлекательной и познавательной прогулки по берегу нам показали реальное место раскопок и найденный недавно элемент скелета динозавра.
-- Кто в вашей компании проявляет чудеса изобретательности: придумывает всевозможные приспособления и конструкции, необходимые для экспедиций? Неопасно ли отправляться в рискованные авантюры?
-- Прежде чем воспроизвести на практике, это десять раз все обдумывалось, в том числе с инженерных позиций. У всех нас имеется техническое образование. Многое приходит с опытом. И надо учитывать различные мелочи, к примеру, мы выяснили, что летом закручивать бутылки с воздухом лучше ночью. Без шуток. Этому есть объяснение с точки зрения физики. Теплый воздух в бутылке, погруженной в воду, остывая, сжимается, и бутылка теряет форму, сильно расшатывая всю конструкцию плота. Этого не произойдет, если воздух будет холодным. Или как, например, закинуть веревку через окно, чтобы забраться на церковь? Надо привязать гайку на леску, и стараниями нескольких человек раза с десятого желаемое осуществится. А можно привязать веревку к стреле для арбалета, который тоже изготовлен собственными силами. Но он тоже не очень удобен и требует доработки.
Много времени посвящает наш товарищ Иван Скулкин поиску, изучению картографического материала. Освоил программы для навигации по ним. Приобрел GPS-навигатор, очень облегчающий ориентирование в сложной ситуации. Юрий Кислицын, постоянный участник соревнований по внедорожному спорту по сей день, сам дорабатывает свой автомобиль ГАЗ-69, который становится все более похож на трактор. Он и остальным никогда не откажет в помощи с технической точки, с эвакуацией, всегда поделится опытом преодоления, казалось бы, непреодолимых препятствий.
Он проедет (и научит других) там, где даже пешком иногда невозможно или страшно пройти. Всегда основательно, старательно, аккуратно берутся за любое дело два наших Алексея (Ичетовкин и Злобин).
-- Какие маршруты придумали на этот сезон?
-- Девятого мая мы поедем опять в Ишеть. Задача -- забраться на колокольню выше третьего яруса, возможно до самого купола. Поплывем, конечно, на плоту. Думаем, как усовершенствовать его. Будем строить плот побольше. Тот был примерно 2 x 6 метров, а длина палатки 1, 8 метра -- ходить вокруг нее нужно аккуратно. Но большой плот тоже нельзя -- маневрировать и управлять неудобно. Еще я придумал идею подводного паруса -- использовать силу воды, чтобы толкало плот и что-то снизу. Попробуем спуститься в легендарную <Волчью яму> -- карстовую воронку. Мы были там два раза: летом и зимой. Если спуститься на веревках не получится, осмотрим ее с помощью видеокамеры. Хочется проверить легенду, которой овеяно это место: железная дверь ведет в подземный ход, который связывает ее с городищем. В пользу того, что там есть что-то, говорит простой эксперимент: зажигали бересту в яме -- дым уходит внутрь. А зимой из ямы идет пар. Отправимся на озеро Шайтан. Кстати, с ним связана забавная история. Была у нас задумка проехать к нему напрямую: просто провести на карте линию и проехать. А тут в одной из кировских газет выходит статья о том, что на озере побывали кировские аквалангисты, спускались на глубину. Там написано, что на внедорожниках к озеру проехать невозможно. Статья нас зацепила: что значит <невозможно>. Юрий Кислицын позвал меня: поедем проверим. Но не получилось у меня из-за работы. А он на следующий день звонит: я, говорит, стою у озера. Доехал все-таки. Поплутал немного, но добрался в течение одного дня. Поедем туда в начале лета, пока еще травы не слишком высокие. Старые дороги и так плохо видно, а если трава поднимется -- вообще не найти.
-- Многих влечет к тайнам прошлого из меркантильных соображений: предметы старины, сокровища, монеты. Как вы к этому относитесь?
-- 12 июня была экспедиция в с. Атары. Там раньше была действующая церковь, она и стала одной из целей. Так же, как в Ишети, там давно никто не живет. Пожалуй, тридцать лет, как нет деревни. В первый раз с нами ездил мой отец, он учился там в младших классах, поэтому старую дорогу хорошо помнит. В церкви, несмотря на очевидное варварство вандалов, сохранился фрагмент великолепной фрески. Так вот там, в абсолютной глуши, повстречали человека, таких называют сейчас <черными копателями>. Он оказался из Кирова. Металлоискателем исследует подвалы старых домов. В день находит по предмету, но занятие себя окупает. Один из нас тоже брал с собой металлоискатель в Ишеть. За полдня нашел... консервную банку и старый ржавый капкан. А вообще, занятие это, видно, доходное. В Интернете недавно одну старинную монету, найденную в наших краях, продали за 54 тысячи рублей.
-- Александр, а вообще, зачем всем вам это надо? Отдыхали бы как все, в <диванном> настроении у телевизора с газетой.
-- Вот в том-то и разница. Отдых должен быть активным и запоминающимся.
Наша цель -- найти и проехать старыми дорогами, посетить интересные места. Побывать там, где никто давно не был. К тому же мы постоянно получаем в наших экспедициях огромное количество фото-, видеоматериала. Монтируем небольшие фильмы на память. Будет что вспомнить и заново пережить на пенсии.
Охота еще полетать. Но все варианты либо дороги, либо опасны для жизни. Хотя попытки были путем приобщения к авиамодельному спорту.
Это и экстрим. Особенно когда, только отчалив от берега на плоту, понимаешь, что спускает спасательная резиновая лодка. Подняться на высокое здание, проехать на машине, балансируя на пределе ее и своих возможностей и страхов. Найти выход, сориентироваться в сложной ситуации -- это тоже надо испытать на себе.
Информация о подготовке мероприятий, наших путешествиях с фотографиями выставляется на форуме и сайте г. Советска www.sovetsk.narod.ru, который посвящен истории и краеведению Советска и района. Мы приглашаем всех желающих с нами, но народу не прибавляется.
-- А какая цель пока остается совсем недостижимой?
-- Отыскать <снежного> человека.
-- Судя по Вашему настрою и упорству, а также подходу к достижению цели, я не удивлюсь, если и неуловимый йети откроется вам. Кто ищет -- тот всегда найдет. Удачи Вам в Ваших новых поисках.
Кировская область, город Советск, 2009 год.
Все права на документ охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При полном и частичном использовании материалов ссылка с указанием электронного адреса www. sovetsk . narod . ru - ОБЯЗАТЕЛЬНА!