Как вы думаете, какой след в истории оставляет каждый человек? Один уйдет из жизни и его никто не вспомнит, другой становится известным на какое-то время, но спустя век его никто и вспоминать не будет, а некоторые, как Ван Гог, или, например, Тулуз-Лотрек, становятся известными после смерти. Так случается и с людьми, которые живут в провинции, но которых помнят и в следующих поколениях. Я так думаю, что это относится и к Виталию Васильевичу Соснину, учителю пения и в первой и второй средних школах г. Советска, и в педагогическом училище там же, в тридцатых годах прошлого, двадцатого, века. Именно благодаря его усилиям, была открыта в Советске музыкальная школа, которая переросла сейчас в школу искусств.
Музыка, музыка, музыка… Она — составляющая часть человеческой жизни. Сейчас ее проводниками являются телевидение и радио. А в тридцатые годы прошлого столетия основную нагрузку по ее популяризации несли учителя музыки. Виталий Васильевич Соснин был одним из тех, кто нес музыку в массы.
Биография его не отличается чем-то сногсшибательным (во всяком случае, для того времени). Родился в 1905 году в слободе Кукарке, учился в музыкальном техникуме в Москве. Потом преподавал. В одно время он был единственным преподавателем музыки в Советске.
Но самое главное его подход к делу. К счастью, в моих руках оказалась часть архива В. В. Соснина.
Например, план урока:
«Связь с предыдущим. На том уроке, мыс вами беседовали, какое значение имеет песня и музыка в нашем, школьном, быту…
1. Что такое музыка?— Она есть один из видов искусств.
2. Что представляет из себя музыка, т. е. в чем она проявляет свои действия? — Она организует звуки, имеющие высоту и длительность, в особые формы художественной самодеятельности человека — песни и различные музыкальные произведения, исполняемые на различных музыкальных инструментах, или человеческим голосом.
3. Ну, хорошо! Музыка есть проявление художественной самодеятельности человека, а (роль-то ее в чем?) особенность ее действия, в чем заключается?
Она производит определенное воздействие на поющего или играющего, а также на слушающего, т. Е. она заставляет испытывать переживания. Она действует на чувства человека, создает определенное настроение, которое, в свою очередь, организует сознание.
4. Всякие ли песни с вами разучивать и петь, а также передавать их в семью, товарищам и подружкам?..
Нет, всякие попавшиеся песни, которые поются еще очень часто, петь не следует!
5. Чем вы можете объяснить то положение, что петь первую попавшуюся песню не следует?
Песни и др. различные музыкальные произведения выражают переживания того или иного класса, т. е. есть песни которые передают настроения-чувства отжившего капиталистического общества, а есть песни, которые завоевывают гегемонию среди трудящихся, это — песни пролетариата, песни рабочих и крестьян-колхозников. В зависимости от этого, как музыка, песни воздействуют на чувства человека в ту или иную сторону от направления сознания людей, благодаря чему получается тот или иной политическийрезультат
6. В чем должна оказывать помощь музыка, как и все другие виды искусства?
В преодолении трудностей социалистического строительства и в переделке идеологии — сознания людей.
7. Какого характера музыка способствует соц. строительству?
Музыка, которая передает борьбу, напряжение, преодоление этого напряжения, и которая объединяет, сплачивает людей в коллектив, придает силу, бодрость, закаляет волю, закаляет волю, повышает интерес и любовь к работе, вызывает стремление к лучшей жизни.
8. Какая музыка отвлекает массу от борьбы, мешает воспитанию социалистического человека, производственника-ударника?
Музыка, передающая разгульные настроения и «цыганщина»,, упадочное, безразличное, наплевательское отношение к жизни, душевную пустоту, воспевание продажной любви (проституции), нытье, безволие, подавленность, надрыв, — все это результат чувст-настроений людей.
9. Как нужно держать себя поющему, если он поет за столом, за партой?
Сидеть прямо, давая возможность легким и грудной клетке запасать воздух.
10. Как нужно расходовать воздух при пении? Как нужно произносить слова?
Можно ли при пении передыхаться в середине слова (фразы, строчки)?
Расходовать воздух нужно медленно, рассчитывая на продолжение фразы при длинном, глубоком выдохе, и ни в коем случае не передыхаясь в середине слова, а надо набрать воздух по знакам, по строчкам.
11. Как нужно петь, добиваясь более правильного, приятного звука и ясности слов?
Петь нужно свободно, открывая шире рот, что бы между зубами было отверстие, особенно при пении гласных звуков «а» и «о». Если зубы будут стиснуты, то будет слабый, звенящий звук, если будет звук направляться в нёбо, то звук пойдет через нос и получится гнусавый, неприятный, чего нужно при пении обязательно избегать.
12. Каким способом записываются муз. произведения, песни?
Путем применения при записи специальных знаков, называемых нотами.
13. На что разбиваются все музыкальные революционные пролетарские произведения?
Революционно-пролетарскиепроизведения разбиваются на ряд условных моментов, которые мы называем темами…, каковые, в свою очередь, разбиваются на подтемы.
Сейчас мы переходим к практическому мероприятию нашего с вами урока. Это — разучивать песни: «Пионерская-военная», муз. пролетарского композитора Вас. Белого.
14. А что значит слово композитор?
Лицо, которое сочиняет музыку!
(Слова данной песни такие, я их вам продиктую, а потом нужно будет записать в своих рабочих тетрадях по муз. воспитанию)».
Вы можете спросить: «Почему я привожу этот документ полностью?» Да только потому, что в этом документе переплелись две линии: идеологическая и музыкальная. Это характеризует как эпоху, так и человека, который жил в это время.
В тридцатые годы в Советске появляются радио и кинопрокат. Песни и музыка становятся частью, как тогда говорили, формирования человека социалистической эпохи. Это предъявляет свои требования и к тем, кто «несет музыку в массы».
«Социалистическое обязательство преподавателя муз. воспитания Соснина В. В. по работе в Советском педтехникуме на период времени с 15.09 по 7. 11. 1934 года.
1. Представить в учебную часть учебно-производственный план по муз. воспитанию к 26 сентября с/г.
2. Организовать работу худ. кружка, проводить регулярно занятия, по не менее 1 занятия в неделю.
3. Добиться охвата студенчества худ. кружком в составе не менее 80 человек.
4. В период преподавания Дня урожая в октябре месяце сделать выход с худ. кружком с постановкой концерта в Городищенский с/совет.
5. Организовать при худ. кружке фортепианный кружок из лучших участников худ. кружка, в порядке поощрения и дать им элементарные понятия игры на рояле, т. е. умение самостоятельно разбирать по нотам песни учебного материала. Занятия проводить 1 раз в неделю.
6. Оказывать методическую помощь начальных и неполных средних школ путем проведения одного раза в месяц занятия райобъединения преподавателей, ведущих музо и одного посещения в месяц (в пятницу) бригад учителей Советского куста для консультаций и разучивания материала.
7. Составить план работы хорового кружка на данный учебный год и организовать соц. соревнования между 2-мя бригадами худруков 27.09.34 г.
8. По повышению своей квалификации иметь письменную связь, написав данную четверть не менее 1 письма в ЦДХиДКР и ДХИД преподавателям пед. техникумов в г. Халтурин и г. Нолинск. Обмениваться опытом работы и воспринять помощь из обмена. Читать обязательно выписываемые мною материалы по муз. вопросам и газету ЗКП.
Примечание: заочного обучения по организации музо пока нет, поступить на заочный педвуз я не могу физически из-за болезни и перегруженности по моей дисциплине, упирающуюся в нешкольную работу, а, кроме того, для поступления в вуз я не готов.
9. Повышать уровень через аккуратное помещение кружка профполитработы при обр. ср. школе и образовательного кружка по русскому языку, если таковой будет организован.
10. Готовиться к уроку путем обязательного просмотрения текущего материала, его продумывая в части методов способов преподавания студентов.
11. Посетить за данную четверть уроки других преподавателей музо, физо и русского языка не менее 1 раза за четверть.
12. Проработать программный материал полностью, намеченный (по количеству часов) за данный период».
Но это все только верхняя часть, которая представляет собой айсберг под названием человек. Хотя примечание о том, почему он не может продолжить образование, высвечивает черты присущие не штампованному, а реальному человеку.
По воспоминаниям Т. С. Палкиной, заслуженного учителя школ РСФСР: «Всюду с нами была песня. Стены педтехникума, казалось, сотрясались от нее каждую перемену. Полюбить ее, идти с ней по дороге жизни научил нас преподаватель пения, любимый и незабываемый В. В. Соснин».
Дочь Виталия Васильевича вспоминает, что редко видела отца дома. Он уходил в 8 часов утра и возвращался поздно вечером. Утром успевал зайти в общежитие студентов, провести беседу или политзанятие. Во время праздничных демонстраций вокруг него всегда звучали песни, он был тем, кого сейчас бы назвали «дрожжами» компании.
Но, пожалуй, это было бы слишком парадным портретом человека. А как же он оценивал себя сам? Приведу лишь один документ, написанный им собственноручно.
«Итоги к вечеру самодеятельности педтехникума от 27 ноября 1934 года.
1. Не было мобилизовано внимание студенчества на участие в вечере с различными номерами, в частности студенческий ансамбль был предупрежден только накануне.
2. Слабая настройка инструментов, хотя я их и подтягивал, но собравшиеся студенты и отрывали меня, не дали точно сосредоточиться на настройке.
3. Начали вместо 8 часов в 8.25 – большое опоздание.
4. Хор вел себя на сцене плохо, несмотря на то, что только что приняли соцвыводы, где дисциплина имеет сердцевинное место.
5. Пришли мальчики, которые не были на последних двух спевках, … выкрикивали не соблюдали пауз.
6. Хор пел очень крикливо, (кто сильнее) и строй мне не понравился, художественность отсутствует. На спевке пели во много раз лучше. Необходимо последние спевки проводить на ногах, поставить также как и на концерте.
7. Индивидуально выступающих вокалистов переоценил. На спевках пели лучше, а на вечере слова врали, мелодии в пении нет.
8. Нужно больше вовлекать декламаторов, чтецов, рассказчиков, частушечников, плясунов из массы.
9. В массовом пении очень много крикливости – самый основной недостаток в пении студенчества.
10. Необходимость изыскания других форм выступлений: лубок, шумовой оркестр, физкультура, маленькие сценки и другое.
11. Декламации читались весьма неуверенно, с паузами …
12. Интересно для меня недовольство Аркадия Михайловича и его замечания.
13. Да! Коля Богомолов очень долго кружился, весьма задумчив был в своей вступительной речи.
14. Очень хорошо, что пришли студенты лесотехникума, показав свою инициативу и художественные номера при исполнении на инструментах. Нужно профкому выявить музыкантов на инструментах, организовать кружок, вызвать руководителя или принять его со стороны».
Кто из сегодняшних преподавателей способен так критично отнестись к себе и своему труду?
Наступило лето 1941 года, и учитель Соснин организовывал проводы своих воспитанников на войну. Звучал хор, пелись песни, танцевались, простите за тавтологию, танцы. А в ноябре его и самого проводили на театр военных действий.
Погиб Виталий Васильевич под Ленинградом в марте 1942 г. Жене, Лидии Николаевне, пришла только повестка:
«Извещение.
Ваш муж, Соснин Виталий Васильевич, уроженец Кировской области, г. Советска, ул. Кирова, дом 6, в бою за Социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив героизм и мужество, был убит в бою 7 марта 1942 года. Похоронен в могиле у деревни Антоково, Монвотицского района Ленинградской области.
Настоящее извещение является документом для возбуждения ходатайства о пенсии…
И далее все соответствующие подписи»
С. СМОЛИН.
Все права на документ охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При полном и частичном использовании материалов ссылка с указанием электронного адреса www. sovetsk . narod . ru - ОБЯЗАТЕЛЬНА!