Краеведение

 

«Настоящий краевед похож на сказочного людоеда:
где пахнет живым человеком — там ждет его добыча»

"О ВЯТСКАЯ ЗЕМЛЯ! Я в космосе лечу и лик твой вижу, горжусь, люблю и встречи жду с тобой!.. Вятская земля... Кому-то она может показаться скромной и неброской, для меня она — единственная! У всех, кто родился на вятской земле, эта малая родина всегда живет в сердце. Это самое дорогое для вятчан и для меня", — писал наш знаменитый земляк, космонавт В. Савиных.

История России — это не только история Кремля, царей, правителей. История России — это и наша с вами история, история тех мест, где мы живем, где жили наши предки. Она идёт не надо мной и не над вами – а через нас.

Длинная цепь поколений отложилась в наших привычках и одежде, страстях и поступках, в нашей своеобразной речи. Мы несем эту информацию в себе, даже не осознавая это. Поэтому мы не просто имеем право – должны изучать свою малую родину в меру своих сил. Но если мы живем на Вятке, то и история России — это прежде всего история Вятки, того села или города, где мы родились и пригодились. Это история вашей семьи, отдельных её представителей — деда, которого раскулачили, или деда, который раскулачивал; пара треугольных писем с фронта и грамота ударника коммунистического труда...

Изучение истории — дело не простое, но очень увлекательное, и называется это краеведением.

РУССКАЯ интеллигенция с середины 19 века массово начала изучать тот край, где она жила, как землю неведомую. Учителя, священники, чиновники и разночинцы записывали сказки, объезжали соседние деревни с переписью хозяйства, собирали старые грамоты и архивы. По своей сердечной склонности они занимались всем: были археологами, этнографами, фольклористами и археологами. К этому времени относится первый краеведческий труд по сл. Кукарке: Золотницкий "1 января 1866 года в Кукарке. Краткий очерк слободы Кукарки".

Французский историк Марк Блок говорил, что настоящий историк похож на сказочного людоеда: где пахнет живым человеком — там ждёт его добыча. То же самое и у настоящего краеведа. Ухватившись за какую-то нить, он стремительно её раскручивает. При этом неважно, занимается ли он раскопками, или собирает колокольчики. Через них выйдет на владельцев заводов, их потомков, на архивы на чердаке и т. д.

На вопрос: "Почему ты изучаешь свой край?", — краеведы могли бы ответить: "...Потому, что люблю его, интересуюсь им, хочу сравнить его с другими краями; ...потому, что это необходимо для практических целей хозяйственного строительства; ...потому, что хочу понять закономерности жизненных процессов, которые в нём наблюдаю".

В 1925 году было сделано определение этого явления: "Краеведение есть всестороннее изучение местными силами жизни природы, человека, его трудовой деятельности и общества местного края в его прошлом и настоящем на предмет наилучшего использования всех производительных сил края в интересах его благосостояния и всей страны в целом".

В НАШЕЙ области еще мало исследованы памятники истории и культуры древних вятских городов, а изучение сел и деревень в нашем районе еще только начинается.

Если мысленно представить наши деревни, то можно понять, что заселение земель происходило не бессознательно, а располагались деревни в определенном порядке. Слободу Кукарку окружало кольцо из 20 сел. Каждое село в свою очередь было центром округи из нескольких деревень. К деревне иногда примыкало несколько починков.

Многие деревни стояли в местах удивительно красивых: Борок, Лесниково, Петропавловск, Русская Курья и т. д. Деревянные постройки домов словно вписаны в окружающую природу. Умение вятского крестьянина найти оптимальное, удобное место для деревни, села не может не поражать. Это чутьё, выработанное столетиями, позволяло найти место одновременно и самое красивое, и самое удобное. Все это надо сейчас изучать: зарисовывать, описывать, замерять, фотографировать.

Существовала теснейшая связь поселений с близлежащими реками, озерами. Эта взаимосвязь тоже требует изучения. Сегодня нужна даже не простая фотосъемка, а панорама. И областные, и районные органы власти принимали решения об обязательной фотосъемке с основных направлений восприятия населенных пунктов. Только за последние 10 лет в Кировской области было ликвидировано около 6 тысяч деревень, они исчезли навсегда. И облик их невосстановим. Сейчас необходима хотя бы их зарисовка по памяти, снятие их планов, все это в совокупности с природным окружением.

Люди хранили и хранят глубочайшую привязанность к своему селению, реке, озеру, возле которых выросли. В. Бердинских в своей книге "Занимательное краеведение" описывает поступок ветерана Великой Отечественной войны С. И. Кислицына. "Не стало деревни, где Кислицыны родились. Сначала снесли дом, затем выкорчевали деревья. Остались пашня и тополь. Долго ругался тракторист и крутил около виска пальцем, когда защищал дерево старый солдат. И, как с осколком в груди отстоял он Ленинград, так отстоял и тополь, спас память о деревне детства, о своём отце и о других отцах, что с войны не вернулись. Со всех концов съезжаются люди ежедневно в Верхошижемский район к памятнику своей родной деревне. Деревни нет... Они поставили памятник".

Краеведение — это культура, восстановление имен знаменитых земляков, людей, внесших значительный вклад в область культуры, искусства, образования, здравоохранения, народных умельцев и кустарей, надо записывать их воспоминания и рассказы старожилов о них. Особенно большие пробелы у нас в районе о периоде коллективизации, о репрессированных, раскулаченных.

"Помни одно, князь Андрей: коли тебя убьют, мне, старику, больно будет..., а коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет стыдно!" — так напутствует герой романа Л. Толстого "Война и мир" своего сына.

Фамильная честь... Сегодня как-то утратилось значение этого понятия. А фамильная честь обязывает твердо помнить, чей ты сын или внук. Сознание своих корней является мощным сдерживающим и побуждающим фактором: я не могу совершить поступок, который позорит семью, ложится на неё пятном.

Мы многое запретили бы себе и немало заставили бы себя сделать, если бы никогда не забывали, что каждый из нас — звено в цепи поколений. Наши лучшие поступки окрыляют детей и внуков, а просчеты и ошибки лягут на них тяжелым бременем. Ведь они наследуют не только цвет кожи и наши волосы, но и историю нашей жизни со всеми её достоинствами и недостатками. Вот почему так важно знать родословную своей семьи.

Краеведение — это прозвища, клички, названия, юмор и ругательства, правила жизни и вятская кухня, одежда, приметы, гадания и нечистая сила, анекдоты и частушки, загадки и сказки. А наша вятская речь? Это же целый клад! Мы настолько привыкли к родным местам, как, впрочем, и ко всему близкому и дорогому нам, что воспринимаем окружающее нас как должное, не замечая достоинства родного края, которыми вправе гордиться.

ПРИРОДА Кировской области привлекает своим неприметным разнообразием. В ней всего понемногу. В пределах области встретилась природа соседнего Урала и Западной Европы, южных степей и заполярной тундры. Эта особенность позволила известному ботанику, профессору С. С. Станкову (1935 г.) сделать вывод, что Горьковский и Кировский края являются одними из интереснейших (если не самыми интересными) во всей европейской части России. А наш Советский район по своей уникальной природе стоит на первом месте в области. И это заметили и уже воспользовались деловые люди: в Петропавловске создан пансионат "Наследие".

Невелики на Немде скалы, но для жителей равнины это почти чудо, которое восхищает, завораживает, впечатляет. Они привлекали своей загадочностью с давних пор. Так, на Буржатском утесе побывал в 1864 году историк, археолог, основатель Вятского краеведческого музея П. В. Алабин. В своих "Заметках о древности" призывал не разрушать эту уникальную сокровищницу природы. Но в 1969 году, чтобы получить камень для строительства, директор совхоза "Фокинский" распорядился утес взорвать. В результате красивейший памятник природы был обезображен и к тому же напрасно: вместо камня люди получили осыпь мелкого щебня и пыли – эти известняки не пригодны для строительства. От взрыва обрушилась наиболее высокая часть утеса, образовался желоб, исчезли древние ступени и пещера. Вот два примера отношения к богатствам природы.

Ниже паромной переправы на Ситемку, у бывшей д. Петухи, по глубоким глухим обрывам бьют мощные родники, даже с водопадами. Живописно междуречье нижнего течения рек Суводи и Ошети, необычных для наших мест речек с горным характером. А Быковщинское карстовое озеро! Атарскую луку, её живописные кручи давно уже облюбовали художники и просто отдыхающие.

По источникам минеральных вод у с. Кичма защищена не одна диссертация, получено не одно ученое звание. Во время войны там размещался военный госпиталь и раненых с успехом лечили грязями с тех источников. Сейчас в Кичме участковая больница совсем захирела, а многим больным стало не по карману ездить на курорты. Почему бы грязелечение снова не возобновить и не зарабатывать на этом деньги самой Кичминской больницы?

Краеведение должно способствовать развитию промышленности, сельского хозяйства, предпринимательства. А мы живем среди такого богатства, данного нам Богом, — и в нищете. Этот же Фокинский округ. Разве нельзя организовать летом простые автобусные экскурсии по немдинским достопримечательностям? Поставить летние домики для отдыхающих. Пошла бы прибыль округу. То же самое и с Атарской лукой. Или мы ждем, чтобы опять какой-нибудь оборотистый дядя прибрал к своим рукам эти богатства, а мы будем ему завидовать.

Давайте будем возрождать то, что забыто, разумно и по-хозяйски пользоваться тем, что дано нам природой и жить полной жизнью.

 

Н. ЖАБКИНА,

председатель движения "Возрождение", краевед.

Газета «Вести трехречья» 20 апреля 2006 года.

Все права на документ охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах. При полном и частичном использовании материалов ссылка с указанием электронного адреса www. sovetsk . narod . ru - ОБЯЗАТЕЛЬНА!

 

 

 
   
       

Вопросы? ssof75@yandex.ru
© 2006 Ssoft, All Rights Reserved.

Герб муниципального образования "Советский район" Пожарная каланча
Hosted by uCoz